Воспитание младшего школьника. Проблемы и их решение: уроки, капризы, успеваемость, школа, телевизор

  • Почему ребенок не хочет делать уроки. Рассматриваем причины и ищем выход.
  • Как и чем мотивировать ребенка учиться.
  • Как правильно учить уроки с ребенком младших классов. Нужна ли агрессия и тотальный контроль.
  • Сколько времени уделять на уроки школьнику младших классов?
  • А нужна ли помощь ребенку и нужно ли помогать делать уроки
  • Сколько времени может смотреть телевизор школьник младших классов

Почему ребенок не хочет делать уроки?

Родители могут выдвинуть свой вердикт: «да он просто лентяй!» Однако в том, что ребенок не хочет выполнять домашнее задание, психологи видят несколько причин:

1. Недостаточная мотивация.

То поколение родителей, которое воспитывали в соответствии с принципами советского общества, четко понимало связь между образованием и положением человека в обществе. Это было главным мотиватором в учебе: не будешь учиться, будешь в самом низу социальной лестницы. В современной жизни дети слышат от взрослых и делают такие выводы: образование ничего не значит, успех зависит от того, есть ли у тебя деньги и нужные связи.

Современным родителям нужно как можно чаще подчеркивать важность образования и приводить конкретные примеры успешной самореализации человека.

2. Навешивание ярлыков.

Если ребенку постоянно твердить, что он – лентяй, то он и сам в это поверит, как и в то, что он бездарь, не умеет сосредоточиться, «ему лишь бы в футбол играть, а головой думать некогда» и т. д., то он и правда поверит в то, что учеба – не для него. Помните – «как вы лодку назовете?..»

3. Постоянная опека.

Лишая ребенка самостоятельности, желая ему дать все, чего сами родители были лишены в детстве: новые игрушки и гаджеты, они, сами того не желая, показывают ребенку, что можно добиться желаемого и без упорного труда и социальных навыков.

4. Скука.

Частой причиной нежелания делать уроки дети называют банальную скуку. Если выполнение домашнего задания кажется им слишком простым, им просто неинтересно браться за него. И наоборот, если задание требует мозгового штурма, они с готовностью и азартом стараются решить сложную задачу.

Как мотивировать ребенка на учебу?

Еще задолго до школы родители должны вызывать у своих детей познавательный интерес. Во время прогулки стоит обращать внимание малыша на интересную птицу, считайте встреченные машины, одобряйте его самостоятельные действия. Желание ребенка попробовать неизведанное, изучить что-то новое  не должны наталкиваться на родительские запреты из опасения, что малыш может упасть или испачкаться. Его готовность познавать мир должна всячески поощряться. Родители должны хвалить ребенка за то, что он внимательный, сообразительный и находчивый. Когда малыш станет школьником, хвалите его интеллектуальные достижения.

Постоянно показывайте ребенку свою заинтересованность в его успехах. А если он в чем-то не оправдал ваших ожиданий, не критикуйте ребенка и не навешивайте ему ярлыков. Нельзя говорить: «Тебе это не удалось, потому что ты неорганизованный», нужно сказать: «В следующий раз нужно больше внимания уделить подготовке». Хвалите не самого малыша, а его достижения, говоря: «Ты придумал интересное решение», вместо «Ты очень умный».

Читайте также  Почему ребёнка игнорируют в классе. Как наладить контакт с одноклассниками. Советы известного психолога.

Не нужно мотивировать ребенка собственным отношением: «Я буду очень счастлива, если ты получишь хорошую оценку». Не стоит манипулировать своим самочувствием для того, чтобы добиться желаемого. Нельзя говорить, к примеру, что из-за его плохой отметки у вас разболелась голова от переживаний. Лучше пояснить ребенку, что если он не выучит материал, в дальнейшем это принесет ему большие проблемы.

Нежелание учиться может быть продиктовано банальной ленью и отсутствием ответственности. Задача родителей – пояснить ребенку, что учеба – это его работа, важное задание, обязанность, какие есть и у остальных членов семьи. Если он не будет их выполнять, то будет лишен каких-то определенных поощрений. Физические наказания неприемлемы. Важно дать ребенку понять неэффективность безделья, лишив его каких-то интересных вещей.

Как правильно учить уроки со школьником младших классов?

Проблема выполнения домашних заданий существует не только у родителей младших школьников. Старшеклассники также требуют внимания родителей. Не всегда удается уговорить ребенка вовремя сесть за уроки, да и родителям нужно выкроить время для того, чтобы помочь с задачками или проверить правила. Как делать уроки, чтобы это занятие не приносило вам и ребенку негативные эмоции и не перерастало в незатухающие конфликты.

Главное требование для школьника после учебы – он должен отдохнуть! Отдохнуть – не значит, полежать перед включенным телевизором. Обязательна прогулка на свежем воздухе. Если вы сами забираете ребенка после уроков, задержитесь на улице и подышите свежим воздухом. Пусть ребенок в течение часа или более, побегает с друзьями на улице. После того, как ребенок пообедает и немного отдохнет, поиграет с любимыми игрушками, например, можно садиться за учебу.

Редко кто из детей безропотно садится и делает уроки. Есть два типа детей: те, которые долго «раскачиваются», прежде чем приступить к заданиям, и те, кто стремится побыстрее разделаться с уроками и сполна отдаться досугу. Хотя второй вариант выглядит более заманчиво, но скорое приготовление уроков может отразиться на качестве усвоения материала.

Для тех детей, которые не хотят делать уроки, нужно составить режим дня и ввести четкие правила. Например, ребенок  может играть или смотреть телевизор до определенного времени, а затем без напоминания приступать к урокам.

Не стоит выключать телевизор, если ребенок смотрит любимый фильм или передачу, но стоит напомнить ему, что времени на уроки и на игры после уроков у него уже будет меньше.

Если же ваш школьник наоборот торопится выполнить уроки, контролируйте, чтобы он не наделал ошибок. Пусть он выполнит задание на черновике, а после проверки вами перепишет в тетрадь.

Читайте также  Как улучшить иммунитет у ребёнка народными средствами.

Как долго делать уроки?

На приготовление уроков ребенок должен тратить не более двух часов, каждые полчаса делая 10-минутные перерывы. Это требование особенно важно для младших школьников, чтобы дать отдых глазам, рукам и спине. Пусть ребенок разомнется, съест яблоко.

Начинать учить уроки лучше с самых трудных письменных заданий, а затем переходить к устным.

Помощь родителей в приготовлении уроков

Главной задачей родителей является научить ребенка самостоятельно учить уроки.  Если этого не сделать, вам придется до самого выпускного сидеть с ним рядом во время приготовления уроков, или же он просто не станет их выполнять. Конечно же, совместная работа сближает, но лучше будет, если вы найдете другие совместные занятия.

Младшим ученикам в самом начале помогать, конечно же, необходимо. Для облегчения учебного процесса нужно сформировать у ребенка привычку делать уроки. Для этого сделайте выполнение домашней работы интересным и увлекательным. Научите его пользоваться таблицами, схемами, показывайте решение задачи, рисуя процесс на листке. Стимулируйте его любознательность: покупайте интересную литературу по географии, истории, проводите вместе интересные наглядные химические опыты.

С самого начала поощряйте у ребенка самостоятельные размышления, не подсказывайте решение, подождите, пока он сам сможет его найти. Поначалу вы будете сидеть рядом, затем можно просто находиться в комнате во время приготовления уроков. Занимайтесь своим делом, а в случае надобности пусть малыш вас позовет. Готовую работу необходимо проверить, указав на ошибки, если они будут.

Если вы чувствуете, что ребенок может сам выполнять уроки, контроль можно ослабить, если же пока у него не выходит – проверяйте его уроки, как письменные, так и устные.

Многие родители знают, что старшеклассники могут делать не все уроки, выбирая лишь те, по которым им сдавать экзамен. Не стоит конфликтовать, поясните ребенку, что вы ему доверяете, позволив выбирать, какие задания выполнять, а какие – нет.

Контроль родителей требуется возобновить, если оценки оставляют желать лучшего. Вы должны выяснить, почему так происходит – оттого, что ребенок не хочет учиться или же не понимает материала? Возможно, ему требуется позаниматься дополнительно? Нельзя, чтобы трудности отбили у ребенка охоту учиться.

Если ребенок боится возможных неудач, то это также может стать причиной его нежелания учиться. Критика в школе и порицание дома могут натолкнуть его на мысль, что если он вовсе перестанет учиться, то и ругать его будет не за что. Родителям нужно помнить, что ребенку нужно показывать свою любовь вне зависимости от того, насколько успешен он в школе. Плохая учеба может быть ответом на невнимание родителей.

Телевизор и младший школьник

На успеваемость в школе может влиять бесконтрольный просмотр телевизионных передач. Поэтому должны быть выработаны правила просмотра ТВ:

1. Ребенок старше шести лет может смотреть телевизор не более двух часов в день.

Читайте также  Личная жизнь Анны Михайловской – звезды телесериала «Молодежка» - Анонсы здоровья

2. Просмотр ТВ в темноте приводит к быстрой утомляемости глаз, поэтому нужно обязательно позаботиться об освещении в вечерние часы.

3. Чем больше экран телевизора, тем дальше от него должен находиться ребенок. ТВ диагональю в 21 дюйм требует расстояния не менее трех метров.

4. Тип экрана (плазменный или обычный) практически несет одинаковую зрительную нагрузку. Главным неблагоприятным фактором при просмотре является длительность просмотра ТВ.

5. Зрение у ребенка может ухудшаться постепенно, не все родители могут вовремя выявить проблему. Поэтому раз в год ребенка следует показывать специалисту.

6. Влияние ТВ на здоровье и мышление ребенка достаточно велико. Психологи утверждают, что те дети, которые проводят много времени у телевизоров, учатся хуже.

Запрет на просмотр телепередач – непродуктивная мера. Есть немало полезных познавательных и развивающих телепрограмм, поэтому нужно просто соблюдать правила просмотра ТВ и договориться с ребенком, что он:

  • будет смотреть только определенные передачи в какие-то дни недели,
  • представит вам перечень передач, которые он хотел бы посмотреть,
  • будет смотреть ТВ в определенные часы,
  • будет делать перерывы для глаз при просмотре,
  • будет обсуждать с вами просмотренное, чтобы развить логику и мышление.

Режим дня младшего школьника

Родителям школьника важно осознавать соблюдение распорядка дня для его настроения и самочувствия. В случае несоблюдения режима, ребенок становится вялым, не воспринимает информацию, чаще болеет. Упорядоченный же режим помогает ребенку настроиться на учебу, выполнение уроков, у него появляется интерес к учебе, физическая активность.

Соблюдая режим дня, ребенок вырабатывает условные рефлексы, которые помогают ему быстрее засыпать и легче подниматься утром. Полноценный сон помогает легче воспринимать учебу и повышает его работоспособность.

Составляя режим дня для школьника, родители должны учитывать время для спокойного сбора в школу по утрам. Вставать с кровати нужно приблизительно за полтора часа до начал занятий, время нужно варьировать в зависимости от того, сколько затрачивается на дорогу в школу.

Завтрак должен быть полноценным и занимать не менее 20 минут.

В школу нужно приходить за 15 минут до начала урока, чтобы переодеться и подготовиться к занятиям.

Отдых после школы на свежем воздухе – лучшее решение. Готовить уроки лучше начинать примерно с 15-16 часов. Постарайтесь приучить ребенка садиться за уроки в одно и то же время. Во время приготовления уроков следите, чтобы ребенок сидел правильно, а также делал перерывы и чередовал письменные и устные задания.

Лучше заменить просмотр телевизора или компьютерные игры на занятие в секциях и кружках.

Готовиться ко сну ребенок должен не позднее 21 часа.

Подводя итог, хочется пожелать родителям: занимайтесь своими детьми, не жалея на это времени. Помните, что чем больше вы вложите в своего ребенка сил, труда и любви, тем более самостоятельной и успешной личностью он вырастет.

Источник: family-and-i.com

WOMANSY - Женский онлайн журнал
Добавить комментарий