Тревожность в детском рисунке: особые признаки и что означает.

 Опираясь на данные выведенные разработчиками, создавшими проективные тесты (изображение в рисунках человека, семьи и т.д.) наличие признаков тревожности выражается в штриховках, маленьких фигурках, в «прыгающих» линиях, в смещениях изображений вниз и по сторонам листа, нежелание выполнять задание.

 В случае, если нарисованные линии подвергаются постоянному стиранию, таким образом, у ребёнка проявляется неуверенность, эмоциональная неустойчивость, тревожность.

Тревожность в детском рисунке: особые признаки и что означает.

 Когда при помощи штрихов создаётся, как бы, эскизное изображение – вначале лёгкими штрихами, потом жирным обрисовывается  рисунок – это может говорить о попытках контроля своей тревоги и о желании успокоиться.

 Присутствие большого количества однотипных деталей, к примеру, ребёнку не надоело вырисовывать 38 мундирных пуговиц на солдатской форме, больше сотни лепестков на цветке или чешуек на рыбке – это свидетельствует, что присутствует тревожность, ригидность, перфекционизм.

 Постоянные уточнения малыша в правильности тех или иных его действий, подтверждают его тревожность и неуверенность в себе.

 Наличие многочисленных самоисправлений, является наиболее распространённым признаком тревожности, проявление которой можно наблюдать во всех методиках. Особенно показательным является наличие бессмысленных исправлений (к примеру, не дающих реального улучшения результатов). Внесение исправлений может производиться со стираниями в изначальных линиях и без стираний (в таких случаях, одна линия заменяется несколькими).

 Случай, если малыш, боясь сразу, в одно движение, провести линию (вдруг она пойдёт не туда и не так, как надо), проводит её отдельными мелкими штрихами – является характерным признаком тревожности.

 Штриховка всего рисунка или какой-то его части, типична для детей с тревожностью. Острая тревога проявляется в размашистых и небрежных штриховках.

 Благодаря групповым тестам на внимание выявляются тревожные дети. Тревожным ребёнком неправильно выполняются работы или им делается меньше нужного, но безошибочно.

Читайте также  «За третью дочку будем бороться»: три дочери Ивана Колесникова

 Обведение рисунка несколькими линиями, с сильным нажимом на карандаш или ручку, найденная ошибка замазывается жирным карандашным слоем, пример проявления сильной тревоги.

  Рисунки с нумерацией, отделённые друг от друга рамками или линиями, говорят о тревоге ребёнка, чтобы рисунки не перепутались. Таким образом, проявляется особая щепетильность, которая компенсирует механизмы при высоких тревожностях.

 Признак существования тревожностей у ребёнка, может служить тест о «несуществующих животных» с наличием у них большого количества ушей, глаз (локаторов, антенн), применяемых для слежения за окружающим миром, чтобы не пропустить опасность или угрозу. Признак тревожности может проявляться при описании противостояний возможным опасностям (нападению хищника, стихийному бедствию, холоду, жаре, недостатку еды и прочее).

 Негативные оценки, даваемые себе, в период какой-либо деятельности, могут сказать о тревожности и неуверенности в себе, к примеру – «Я плохо рисую», «У меня всегда выходит не так» и, закончив рисунок — «Всё вышло плохо!». Дети, привыкшие к неуспехам, обычно награждают себя такими оценками.

 Работы с эмоционально нагрузочными понятиями могут сопровождаться повышенным мышечным тонусом, который проявляется в усиленном давлении на ручку или карандаш. Чтобы узнать какие слова (рисунки) были сделаны с особым нажимом, нужно, читая пиктограмму, перевернуть лист. Если сильным надавливанием выделилось слово, связанное с обманом, это говорит о том, что в сторону ребенка, звучат частые обвинения во лжи.

 Резко увеличенный размер рисунка, занявший всё свободное место на листе (порой даже с выходом за его предел), является типичным в состоянии тревоги. Увеличенный в размере рисунок может  быть характерным для импульсивного ребёнка.

 Когда увеличенные размеры наблюдаются в рисунках, одного направления, это может быть свидетельством не общего повышения тревожности, а о том, что данная сфера имеет особую значимость.

Читайте также  История любви Антона Ларсена и ведущей Светланы Абрамовой

 К примеру, если ребёнок нарисовал слишком большой (во весь листок) домик, а другие рисунки не увеличены, то это означает, что основное для малыша, заключается в семье и доме. Для дошкольников такие ощущения являются нормальными, а в 7 лет и старше — это может говорить об определённой психологической проблеме (недостаточная самостоятельность, чрезмерная замкнутость и пр.).

 Предостережение: не нужно делать поспешные выводы, опираясь на один признак. Только наличие симптомов тревожностей в нескольких направлениях одновременно и по результатам  разных рисунков, можно сделать какой-то вывод.

 Каждый случай индивидуален. Нарисованный и тщательно заштрихованный «зверь», может свидетельствовать не только о проявлении тревожностей и неуверенностей в себе, а и может быть результатом посещения художественной школы, где обучают правильной штриховке, для придания объёма.

Источник: family-and-i.com

WOMANSY - Женский онлайн журнал
Добавить комментарий